Долгожданное сокровище. Обзор Pentax K-1 от Арсена Алабердова
Людям, не имеющим отношение к продукции фирмы Pentax, трудно представить, какое долгожданное сокровище скрывалось внутри серой коробочки с большой маркировкой К-1, которую я получил в свои руки одним из первых в России. Предыстория выпуска содержимого этой коробочки по своей насыщенности слухами, фэйковыми вбросами, переносами даты выпуска, может соперничать с недавно выпущенным альбомом группы «Металлика». Так же как фанаты «Металлики», поклонники Pentax проявляли агрессивное нетерпение и заваливали публикации в сети требованиями о выпуске новинки. В течение восьми лет, прошедших со дня покупки моей первой камеры этого японского производителя, К20D, под каждым постом я читал гневное – когда выпустите полный кадр, где ФФ? Компания выпускала все новые камеры, объективы, даже сменила владельцев пару раз, а вожделенного «полного кадра» всё не было. И неважно, что модели с матрицами кроп-фактора завоёвывали массу призов и по многим параметрам опережали те самые полнокадровые модели конкурентов, неважно, что были выпущены две среднеформатные камеры (с матрицами большего размера) – народ требовал 35мм. Буквально все... По всему миру... Ну или почти все. И вот наконец – свершилось ! Pentax выпустила К-1 – первую в своей истории цифровую полнокадровую камеру. Несложно понять, что столь долгожданный релиз, по определению, не мог и не должен был оказаться «просто камерой» (на что, собственно, и намекали представители компании, оправдывая затягивание анонса). Оправдает ли новинка многолетние ожидания и сможет ли удержать планку, задранную инженерами при выпуске очень удачных К-5 и К-3 на достаточно высокий уровень? Надо сказать, меня, как владельца этих самых К-5 и К-3, в первую очередь, как раз интересовало не наличие сенсора другого формата (что на примере модели другого производителя не обязательно давало преимущество), а именно конкретные возможности новичка по сравнению с ними. О чем мною и было неоднократно сказано в тех самых жарких прениях на форумах. С этими вопросами в голове я и приступил к испытаниям новинки.
Начать, конечно, нужно с внешнего вида и, так сказать, мануальных ощущений. Первое, что пришло на ум после того, как взял камеру в руки – она оказалась компактней, чем ожидал. И тяжелее, чем ожидаешь от такого компактного корпуса. В обводах корпуса безусловно проглядывают черты камер Pentax, но при этом «фуллфрэйм» выглядит «брутальней». Возможно за счет массивной пирамидальной надстройки в верхней части корпуса, в которой теперь вместо встроенной вспышки, расположился модуль GPS. Впрочем, это относится только к видам в фас и в профиль. А вот вид сверху и сзади таят в себе то самое «не как у всех»...
На верхней панели – революция номер раз. Справа появились два колеса – по поводу которых была масса споров и предположений при появлении тизеров. В итоге, это оказалось штукой, которую я называю «механическим меню». Это решение вызвало немало споров в связи с тем, что привело к значительному уменьшению верхнего дисплея. Но могу сказать, немного забегая вперёд, что решение мегаудачное! Размер экранчика я перестал замечать после получаса работы. А вот выбор параметров при помощи колесиков сразу же прочно закрепился как основной. Преимущественно стоит режим смены ISO, но и другие функции не остаются невостребованными.
Но конечно основную «бомбу» создатели К-1 заложили в задней части корпуса. Ничего более фееричного в мире электронных устройств я не могу припомнить! Насколько фантастическое, технически сложное по форме, но изящное и простое по сути решение. Это, конечно же поворотный экран от Пентакс. И при всей кажущейся сложности и хрупкости конструкции, она намного прочнее стандартных решений в этой области. Надо было видеть реакцию зрителей на всех презентациях, которые были мной проведены, когда я входил в зал, с небрежно покачивающейся в руке камерой, которую я держал за… правильно – экран!
После этого я, для пущего эффекта, предлагал владельцам камер с поворотным экраном, повторить этот трюк. Желающих не нашлось – удивительно, да? Но, конечно, эффектность этого решения не имела бы никакой ценности без функциональной эффективности. И тут тоже всё в порядке – кроме функции ручки для переноски камеры, поворотный экран К-1 замечательно справляется со своими непосредственными задачами. Какое бы положение для съёмки вы не выбрали, всегда найдется адекватное положение экрана. При этом он очень чёткий и хорошо читается даже при ярком освещении.
В остальном, органы управления претерпели лишь незначительные изменения. Да, правда одно из этих незначительных изменений до сих пор доставляет мне некоторые неудобства. Кнопка PLAY перекочевала с привычного (по К-3) на место рычажка переключения режимов фото-видео, который, в свою очередь, перекочевал под колесо выбора режимов «механического меню». А собственно, место той самой кнопки «плэй», заняла кнопка включения Live view. Мне трудно сказать, для чего это было сделано, но очередное включение режима лайв-вью при попытке просмотра отснятого кадра, вызывает у меня ненормативную лексику. Правда вполне возможно, что это вызывает такие сложности лично у меня – и из-за длительной привычки к старому положению кнопки, и из-за того,что продолжаю в паре использовать К-3. Фотографам, не имеющим подобного «багажа», данная проблема не грозит.
Пожалуй, по впечатлениям от внешнего вида и управления камерой, всё. Теперь о параметрах. Первое на что обратил внимание при прочтении официального пресс-релиза – матрица. Она оказалась именно той, которую мне и хотелось увидеть во флагманской камере и которую я предполагал в ней увидеть. Думаю , учитывая то, что во всех предыдущих камерах Pentax были установлены сенсоры Sony, логично было ожидать, что и полнокадровый для новой камеры будет от этого же производителя. А самым подходящим у Sony на мой взгляд являлся как раз-таки этот, 36-мегапиксельный. Этот же самый сенсор стоит и в никоновских D-800, D-810 и в собственно сониевских камерах. Но в К-1 он получил систему 5-осевой стабилизации. Кроме собственно стабилизации изображения (улучшенной по утверждению производителя), пентаксовские инженеры нашли подвижной матрице и еще несколько вариантов применения. Все они впрочем уже хорошо известны поклонникам марки по предыдущим моделям – это и Astrotracer, и система очистки матрицы, и система «виртуального антимуарового фильтра», и точная подстройка автофокуса и система пиксель-шифт. Единственное – в К-1 датчик GPS, при помощи которого работает астрогид, уже, как я сказал ранее, встроена. Так же камера получила встроенный модуль Wi-Fi. В списке новинок и новая система автофокуса – количество точек фокусировки возросло до 33-х и это радует. Что немного расстроило, хотя и было ожидаемо – это низкая скорость серийной съёмки. Всего лишь 4.5 кадра в секунду. И даже при переходе на кроп-фактор (для чего кстати даже есть специальный режим на колесе управления того самого «механического меню») скорость возрастает незначительно – всего на один кадр в секунду. По идее, этот фактор должен исключить камеру из списка инструментов для съёмки спортивных репортажей. И поэтому вот именно с них я и решил начать.
20 мм, 1/3200, F 6.3, ISO 400, - 0.7 EV
200 мм, 1/1000, F 3.5, ISO 100, - 0.7 EV | 490 мм, 1/1600, F 6.3, ISO 400, - 0.7 EV |
На данный момент в нашем с К-1 послужном списке репортажи с кросс-кантри, кольцевых мотогонок, регби и дзюдо. На первой же съёмке столкнулся с одной особенностью, которая может шокировать владельца, к примеру, К-5 - размер файла. RAW-файлы весят под 50 МБ, а иногда и больше. Нетрудно представить, что флэшка объёмом 32 гигабайта уже не покажется достаточно ёмкой. Впрочем, для меня это не стало неожиданностью – по опыту работы со среднеформатными 645 D и 645 Z я уже имел об этом представление. Пожалуй, низкую скорость серийной съёмки, при наличии чувства юмора, тут даже можно посчитать за благо. Чтобы закончить с темой количества снимаемых кадров в секунду, скажу, что для себя я сделал вывод о нецелесообразности использования режима скоростной съёмки для особо скоротечных, динамичных моментов. Пауза между кадрами слишком велика и есть риск, что в серии снимков будет отсутствовать именно тот момент, который вы хотели запечатлеть. Поэтому метод пулемётчика (поливать сериями, авось что-то да попадёт) в данном случае стоит заменить на точную работу одиночными кадрами.
200 мм, 1/50, F 13, ISO 100, - 0.7 EV
200 мм, 1/8000, F 3.5, ISO 400, - 0.7 EV | 200 мм, 1/1250, F 4, ISO 400, - 0.7 EV |
Еще при съёмке всех перечисленных спортивных сюжетов, хорошо показала себя система автофокуса. Очень быстро привыкаешь к большому количеству точек фокусировки и вариативности их выбора. Если с К-3 после этого еще можно работать, то тот же набор в К-5 выглядит уже очень печально.
200 мм, 1/3200, F 4, ISO 640, - 1 EV | 200 мм, 1/3200, F 3.5, ISO 500, - 0.7 EV |
И при съёмке мотогонок, и при съёмке регби, автофокус работал уверенно. Даже при съёмке движения байков «в лоб» или быстрой смены направления игроков в регби, непрерывная фокусировка К-1 справлялась со своими задачами. Промахи, конечно, были, но я не думаю, что есть какая-то камера, которая может снимать такие сюжеты со 100% результатом. Гораздо больше сложностей для камеры представляла работа на турнире по дзюдо. Но, как известно, именно в сложных условиях проявляется класс фотоаппарата. И тут Pentax K-1 показала несколько своих сильных сторон.
200 мм, 1/800, F 3.5, ISO 2000 | 77 мм, 1/1250, F 2.8, ISO 1600 |
Во-первых, это конечно же работа на высоких ISO. Опять же при появлении информации о 36 мегапиксельном датчике в сети было много высказываний в духе «куда столько понатыкали и зачем оно надо». Читать такое было очень странно, ведь по тестам камер других производителей, оснащенных этим же сенсором, было понятно, что с шумами у него всё в порядке. И как раз при съёмке в тускло освещённом зале вида спорта, который требует очень коротких выдержек, малошумность матрицы подтвердилась. Так же хорошо показала себя система матричного замера баланса белого. Она меня не раз порадовала уже в К-3, в К-1 она как минимум не хуже справилась с не только тусклым, но еще и дающим неприятный оттенок искусственным освещением. Конечно же, снимая схватки дзюдоистов, я не мог не использовать нижнюю точку съёмки. И здесь как нельзя кстати пришёлся тот самый поворотный экран. И если удобство его применения было само собой разумеющимся, то вот очень шустрая и точная работа следящего автофокуса в режиме live view оказалась приятным сюрпризом! Я уж начал сомневаться – а не использована ли тут матрица со встроенными датчиками фазового автофокуса? Но, насколько мне известно, такая матрица впервые была применена в К-70. Тем не менее, фокусировка в live view оказалась на порядок быстрее, чем в предыдущих моделях. Понравилась функция захвата лица – выбранный спортсмен четко сопровождался и сбой происходил только когда атлеты пересекались. При этом объективы я использовал отнюдь не самые быстрые – и FA 77 1.8 Lim и FA 50 1.4, как следует из их названия, пришли к нам ещё из плёночных времён. И даже FA*250-600, которым я так же сделал пару снимков на треке. Единственный использованный современный объектив – DA*200 2.8.
20 мм, 1/60, F 7.1, ISO 100, - 0.7 EV
15 мм, 20 сек., F 2.8, ISO 100, - 1.3 EV | 20 мм, 1/25, F 8, ISO 100, - 0.3 EV |
200 мм, 1/160, F 8, ISO 100, - 1 EV
Раз уж речь зашла об оптике, остановлюсь на это вопросе поподробнее. Тем более, что он непосредственно касается следующей темой моего обзора – пейзажной фотографии. Пожалуй, основной области применения К-1. Вопрос оптики для полного кадра так же вызвал много скептических замечаний на всевозможных форумах. Дескать, камера есть, а снимать не на что. Формально, вроде бы критики правы – в текущей линейке объективов не так уж и много (хотя по большому счету весь диапазон фокусных расстояний закрыт). Но с другой - уж нам ли не знать, что байонет К, благодаря уважению инженеров компании (уже который раз я поминаю их добрым словом) к «своим» фотографам, ни разу не менялся и сейчас является самым массовым в мире. Со всеми вытекающими – в виде огромного количества старой оптики. Одной «святой троицы» лимов - 31, 43 и 77 достаточно для того, чтобы К-1 купили множество людей по всему миру. А есть еще великолепные FA* звёзды.. и А* звёзды.. И несметное количество объективов этих же серий, но попроще.
200 мм, 2.5 сек., F 6.3, ISO 100, - 3 EV
50 мм, 1/20, F 5.6, ISO 200, - 2 EV | 50 мм, 1/60, F 6.3, ISO 100, - 1.3 EV |
200 мм, 1/100, F 5, ISO 100
Но есть и еще одна многочисленная армия объективов, о которой почему-то говорят неохотно – это сторонние производители. Я снобизмом не страдаю и посему, как только стало ясно, что я стану владельцем «капервого», я сразу подумал о том, что наиболее востребованный сверхширокоугольный диапазон буду закрывать как раз сторонними объективами. Частично ввиду прежнего, достаточно положительного опыта, частично ввиду отсутствия на тот момент «родного» Pentax 15-30 2.8 (который я надеюсь опробовать в самое ближайшее время). Кандидатов было два – в результате я стал владельцем обоих. Безусловно, ни Sigma 20 1.8, ни Samyang 14 2.8 не лишены недостатков, но с их помощью можно получить достаточно качественные изображения. Возможно, для многих будет новостью, но пентаксовский «рыбий глаз» Pentax DA 10-17 3.5-4.5, начиная с 15мм, прекрасно кроет полный кадр. Так что мой любимый «фишай» тоже в деле. Что же показали пробы в пейзажной съёмке?
13 мм, 20 сек., F 4, ISO 3200
50 мм, 15 сек., F 1.8, ISO 1000, - 0.3 EV | 20 мм, 15 сек., F 2, ISO 2500 |
Картинка, получаемая с этой камеры, просто великолепная. Еще до появления результатов тестирования на упомянутом DxO, я предположил, что камера попадёт в лидеры по цветопередаче и динамическому диапазону. Трудно было представить, но ДД у К-1 превзошел показатели 5-й серии. Камера отрабатывает достаточно сложные по перепаду яркостей сюжеты,позволяя не прибегать к помощи градиентных фильтров. Ну и конечно детализация и резкость картинки на высоте. Отсутствие антиалиасного фильтра делает изображение резким. Очень часто про фотографии с большим количеством мелких деталей (трава, пшеничное поле), сделанные на К-1, мне приходилось слышать: «Как-будто 3Д!» Впервые такое сравнение мои знакомые применили к изображениям со среднеформатных 645 D и Z. И в принципе, ничего удивительного – кроме резкости и детализация матрицы К-1 почти равна таковой у 645Д и приблизилась к «зетке». Как ни крути – 36 мегапикселей делают своё дело. И все эти разговоры о «жирном пикселе» уже можно считать анахронизмом. Современные многопиксельные матрицы превосходят по всем показателям матрицы предыдущих поколений с гораздо меньшим количеством светоприёмных элементов. Пожалуй наиболее ярко это подтвердили ночные съёмки. Я «заболел» этим видом съёмок еще со времён К-5, но с приобретением К-1, это увлечение начинает занимать всё большее количество времени. Именно в этом жанре разница между К-1 и камерами с кропнутыми матрицами наиболее заметна. Малошумная матрица позволяет получать гораздо более чистые ночные фотографии. А в сочетании со светосильной оптикой, автофокусом, позволяющим проводить съёмку при низком освещении (- 3 Еv) и полученной в наследство встроенной программой для интервальной съёмки получаем непревзойденный инструмент для ночной фотографии. Но и это не всё - специально для любителей охоты за небесными телами, в камере предусмотрена функция Astrotracer, которую я упоминал в начале обзора. Суть ее произрастатет из подвижности матрицы в камерах Пентакс – используя данные модуля GPS а так же гироскопа и данные о фокусном расстоянии установленного объектива, камера определяет, на какую часть небосклона направлен объектив и какая скорость необходима для сопровождения матрицей небесного тела. Естественно, время сопровождения ограничено свободным ходом матрицы. Этот момент на презентациях вызывал у присутствующих шоковое состояние во второй раз. После экрана. Ну и как вишенка на торте – светодиоды для подсветки байонета и слота карт памяти. Если вы не снимали в таких условиях, то вам не понять, что такое менять объектив или карту памяти, держа фонарик в зубах на морозе или подсвечивать одной рукой телефоном (если вдруг фонарик забыл дома)…
А тут – светодиоды для подсветки слотов! Просто нажми кнопку... Это мог сделать только человек, сам не раз исполнявший подобные «танцы с бубном». Эта казалось бы мелочь явилась, пожалуй, заключительным штрихом в представлении о новой, полнокадровой, камере Pentax K-1. Обладающая бескомпромиссным качеством изображения, по которому она определена на 4-е место среди всех существующих камер в мире (причем проигрыш составляет мизерные значения) – но при этом имеющая массу неоспоримых преимуществ, которых лишены конкуренты. Наличие встроенного стабилизатора, функции Astrotracer, отсутствие антиалиасного фильтра с возможностью его имитации, причем с двумя степенями интенсивности, функции сдвига пикселей, уникального поворотного экрана, да и тех же светодиодов, полная совместимость со всеми объективами выпущенными компанией за многие десятилетия – и ценой, ниже чем у конкурентов, делают флагманскую камеру Pentax самым выгодным предложением на рынке. Можно твёрдо сказать, что камера оправдала все ожидания и возложенные на неё надежды, а может даже и превзошла. Мои во всяком случае – точно!
Текст и фото Арсен Алабердов