Зима, с точки зрения фотографии, ни сколько не хуже лета. В некотором плане она даже интереснее — ведь любителей фотографировать в мороз немного, и хороших интересных снимков этого времени года всегда не хватает.
Снежные шапки, искрящееся сугробы, прозрачный лед, зимние виды деятельности и спорта — это прекрасные сюжеты для хороших кадров. Правда следует признать, что их создание требует специальной подготовки. Так, с чего же её начать?
Начнем с одежды. Следует учитывать, что одежда и обувь для активного отдыха не подойдут для статичного времяпровождения на морозе. Одеваться следует значительно теплее, принимая в расчет, что возможно придется долго стоять в ожидании на морозе или лечь на снег на живот для создания низкого ракурса съемки. Так же очень важна защита кистей рук. На сильном морозе оптимально сочетать флисовые перчатки и одеваемые сверху теплые рукавицы. А японская компания Kenko выпускает специальные перчатки для фотографов, у них можно высвобождать кончики указательных и большого пальцев, чтобы работать с настройками камеры и смартфоном, не охлаждая всю руку. Так же, со стороны ладоней у них предусмотрено противоскользящее силиконовое покрытие.
На случай, если все таки у вас руки и ступни замерзнут, я рекомендую иметь с собой рюкзачок с горячим чаем и одноразовыми грелками для рук и ступней. Такие грелки пришли к нам так же из Японии и представляют из себя стельки или плоские мешочки, распаковав, которые и встряхнув, вы активизируете химическую реакцию, способную генерировать температуру до 50-60 градусов в течение нескольких часов.
С тем, как согреться самому мы разобрались, но наиболее подвержены холоду аккумуляторы камеры — они теряют заряд энергии на сильном морозе в разы быстрее, чем обычно. Поэтому перед выходом на открытый воздух стоит о них позаботиться. Самый лучший способ — положить их во внутренний карман куртки, чтобы они согревались вашим телом. После каждой съемки, лучше возвращать аккумулятор в карман, чтобы не замерз в камере. Так же имеет смысл отключить все энергоемкие функции камеры, такие как беспроводная связь, ЖК-экран, электропривод зума и вспышку.
Если ваша камера может питаться от аккумуляторов и батареек типа AA и AAA, то приобретите аккумуляторы Eneloop. С ними можно снимать до минус 20 и они продаются уже предварительно заряженными. Так же они обладают очень низким саморазрядом и в результате сохраняют до 70% заряда спустя 10 лет хранения. Считаются очень экономичными и экологичными, ведь их можно перезаряжать до 2100 раз! Характеризуются высокой мощностью (большинство электронных устройств отключаются или показывают низкий уровень заряда при снижении уровня напряжения элемента питания ниже 1,1V). Аккумуляторы Eneloop удерживают напряжение на уровне выше 1,1V значительно дольше обычных аккумуляторов и опускаются ниже уже непосредственно перед полной разрядкой. Таким образом на аккумуляторах этой марки любые электронные устройства будут работать дольше.
Следущая проблема, которая возникает при выходе из теплого помещения на мороз и обратно — запотевание камеры и объектива. Белая пелена делает съемку не возможной, а ожидание ее исчезновения может занять не мало времени. Поэтому важно минимизировать температурный перепад — не держать фотоаппарат в теплых местах помещения (например около батареи), положить заранее перед выходом в фотосумку, плотно ее закрыв. Создавшаяся воздушная камера позволит немного нивелировать возникающую разницу температур. Так же не стоит сразу браться за съемку — дайте технике немного адаптироваться в закрытой сумке. Если все таки запотевание произошло — можно аккуратно протереть линзу объектива специальной салфеткой. Иногда эту процедуру надо повторить несколько раз. Попытка согреть или защитить камеру под одеждой является грубой ошибкой — там создаются те же условия для конденсата. Зимой вообще не следует пользоваться камерой без фотосумки или фоторюкзака — они обеспечивают вам не только удобство переноски, но и серьезную защиту. Признанным лидером в производстве фотосумок и фоторюкзаков является американская компания Lowepro.
Следует быть не менее осторожным при возвращении с мороза в теплое помещение — на камере может образоваться кондинсат. Самое опасное, что он появляется не только на поверхности камеры, но и внутри. Если это произошло — не включайте камеру пока она не просохнет и не в коем случае влажной не выносите на мороз. Беспечность грозит серьезной поломкой. Вообще не следует вынимать камеру из фотосумки в ближайшие полчаса после возвращения — пусть спокойно акклиматизируется в воздушной камере. Если вы заметили конденсат, то не включая камеру, выньте аккумулятор и карту памяти и оставьте ее просохнуть на один-два часа.
При съемке на морозе, по выше названым причинам, старайтесь исключить попадания влаги на камеру, даже в том случае, если она у вас влагозащищенная. Не стоит дышать на нее, позволять находиться снегу на корпусе и линзе. Да, снег может повредить даже стекло, а вернее специально просветляющее покрытие. Поэтому при съемке в снегопад рекомендуется камеру вообще закрывать или специальным защитным кофром или обычным пакетом.
Обратите внимание, если пользуетесь при съемке штативом, будьте с ним более деликатны, чем обычно — имейте ввиду, что на морозе пластиковые детали становятся хрупкими и могут сломаться. Так минувшей зимой на Камчатке я сломал зажим, на треноге любительского класса. В итоге пришлось перейти на профессиональный штатив Manfrotto из углеволокна.
На холоде будьте внимательны к своей камере, как только она начнет себя вести, не как обычно — гудение мотора зума, заторможенная реакция на систему управления, непривычный звук затвора, отставание автофокуса и т.п. — вынимайте аккумулятор, прячьте камеру в фотосумку и идите греться.
Что касается творческой стороны вопроса, следует обратить внимание на следующие нюансы. Зима это прежде всего чистый, не отвлекающий разноцветием, фон — белый снег и голубое небо. Поэтому очень интересно будут смотреться композиции, построенные на фигурных силуэтах (деревья, столбы, заборы и т.п.) и цветных пятнах (яркие огни, одежда, машины, ягоды и т.п). Зима это еще и пар и дым от отопления. Столбы пара и дыма оживляют объекты, например, очень здорово смотрятся пыхтящие печные трубы в деревнях. Снежная зима еще дарит прекрасную возможность поснимать следы животных в лесу. Любители макросъемки могут открыть для себя неизведанный мир снежинок. А как свежо и здорово смотрятся кадры со снеговиками, играми в снежки и другими зимними забавами. Это не говоря о спортивной съемке сноубордистов, хоккея и других зимних видов спорта.
Особое место в зимней фотосъемке занимает работа со льдом, красивые кадры могут получится, как при съемке сосулек, так и трещин и пузырей на льду. Фотографируя лед, не забывайте поиграть с преломляющимися через него лучами солнца. Своеобразной меккой для фотографов является ледяной Байкал. В начале марта они устремляются туда со всего мира поснимать великолепные холодные пейзажи. В это время лед наиболее крепок и по нему безопасно передвигаться на машинах, а сильные ветры очищают лед от снега. Помимо, это гроты в скалистых берегах Байкала покрываются невероятными сосульками. К моему сожалению, я еще не добирался в этом период на Байкал, но обязательно это сделаю в будущем.
Так что, с наступлением холодов, я рекомендую фотолюбителям не унывать, а приготовиться к новым творческим возможностям, открытиям и интересным снимкам. Если взглянуть на зиму под другим углом, возможно она может оказаться вашим любимым временем года для фотографии.
© 2016 давайпутешествовать.рф